Советский авиаконструктор, академик АН СССР (1981), Герой Соц. Труда
(1966). Антонов — один из основателей советского планеризма. В юношеские и
студенческие годы разработал учебные планёры ОКА-I, -2, -3, «Стандарт-1, -2»,
планёр-паритель «Город Ленина». После окончания Ленинградского политехнического
института (1930) — начальник планёрного КБ Осоавиахима в Москве, в 1933–38
главный конструктор планёрного завода в Тушине. Создал около 30 типов планёров.
в т.ч. серийные учебные УПАР (выпущено 800 экз.), Ус-3 (выпущено 1600экз.),
Ус-4(выпущено 3000экз.), БС-3, -4, -5; спортивные
«Рот-Фронт-1,-2,-3,-4,-5,-6,-7 «; экспериментальные ИП, РЭ, М, БА-1. На 6 тыс.
планёров, построенных заводом, прошли обучение свыше 150 лётчиков.
В 1938–40 гг. Антонов работал ведущим инженером в ОКБ А. С. Яковлева. В
1940–41 работал на заводе «Красный лётчик» над лёгким связным самолётом,
руководил внедрением его в серию на заводе в Каунасе. Затем будучи главным
инженером планёрного управления НКАП, организовал производство своего грузового
и десантного планёра А-7 (в годы ВОВ их было выпущено 600 экз.). В 1943–46
Антонов первый заместитель конструктора в ОКБ Яковлева, в 1945–46 начальник
филиала этого ОКБ в Новосибирске.
С 1946 главный конструктор вновь организованного ОКБ (переведённого в 1952
в Киев), в 1967–84 генеральный конструктор. В послевоенные годы под
руководством Антонова созданы: специальные транспортные самолеты (Ан-8, Ан-12,
Ан-22, Ан-26, Ан-32, Ан-72, Ан-124) для решения задач военно-транспортной
авиации, воздушно-десантных войск и обеспечения грузовых перевозок Аэрофлота;
многоцелевые (Ан-2, Ан-14, Ан-28), отличающиеся способностью базироваться на
неподготовленных площадках длиной до 550 м; пассажирские (Ан-10, Ан-24),
обладающие высокой экономичностью перевозок; цельнометаллические планёры Ан-11,
Ан-13, Ан-15 и дельтапланы «Славутич». Под его руководством разработана система
автоматизированного проектирования транспортных самолетов, внедрены клеесварные
соединения и композиционные материалы, развиты методы авиастроительной
экономики. С 1977 года заведующий кафедрой Харьковского авиационного института
(с 1978 проф.).
Депутат Верховного Совета СССР с 1958. Золотая медаль им. А.Н. Туполева
(1979). Ленинская премия (1962), Государственная премия СССР (1952). Награжден
3 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны 1-й
степени, Трудового Красного Знамени, медалями. В его честь учреждён диплом ФАИ.
Имя Антонова присвоено Киевскому механическому заводу.
К 100-летию О.К.Антонова изданы две книги об этом
выдающимся человеке - «О.К.Антонов – многогранность таланта» и «Его имя носят
самолеты».
«О.К.Антонов – многогранность
таланта». Составитель – В.Г.Анисенко. Издательство -- ИЦ «АэроХобби». Книга
рассчитана на широкий круг читателей и будет интересна не только тем, кто
увлекается историей авиации, но и тем, кто хочет больше узнать о жизни
выдающихся личностей. В нее включены очерки, повествующие о корнях рода
Антоновых, творческом и жизненном пути Олега Константиновича, его избранные
статьи и письма, воспоминания его современников и соратников. Книга содержит
184 страницы, проиллюстрирована 250 фотографиями и репродукциями живописных
работ О.К.Антонова. Язык – русский.
«Его имя носят самолеты».
Автор – В.А.Моисеев. Издатель -- ИЦ КВИЦ. Эта книга -- документальная повесть.
Она содержит много живых подробностей о генеральном авиаконструкторе Олеге
Константиновиче Антонове, его соратниках, летчиках-испытателях. Вместе они
создали свое знаменитое конструкторское бюро; сейчас этот Авиационный
научно-технический комплекс имени О. К. Антонова по-прежнему пополняет авиацию
машинами с именем "Антонов" на борту.
Книга рассчитана на широкий
круг читателей. Она содержит 393 страницы, иллюстрации. Язык – русский.