31 декабря, AVIA.RU - В последний день 1968 года,
через 25 секунд после момента старта, "044" (первый опытный образец
Ту-144, бортовой номер 68001) впервые оторвался от взлетной полосы аэродрома
ЛИИ. Первый полет продолжался 37 минут. В полете Ту-144 сопровождал
самолет-аналог МиГ-21И (А-144, "21-11" . AEX.ru
Проектирование Ту-144 Андрей Николаевич Туполев решил поручить Отделению
"К", занимавшемуся до этого беспилотной техникой и имевшему
достаточный опыт в области освоения длительного полета со скоростями
превышающими М=2. Главным конструктором и руководителем работ по теме Ту-144
Андрей Николаевич назначил А. А. Туполева. Именно под его руководством, с
привлечением лучших сил отечественной авиационной науки и техники, в Отделении
"К" рождалась идеология и будущий облик Ту-144. В дальнейшем после
смерти А. Н. Туполева и назначения А.А.Туполева руководителем предприятия,
темой Ту-144 руководили Ю.Н.Попов и Б. А. Ганцевский.
Постройка первого опытного самолета Ту-144 ("044" началась в 1965
году, одновременно строился второй экземпляр для статических испытаний.
Опытная машина строилась в Москве в цехах ММЗ "Опыт", часть агрегатов
изготовлялась на его филиалах. В 1967 году была закончена сборка основных
элементов самолета. В конце 1967 года опытную "044" перевезли в ЖЛИ и
ДБ, где в течение всего 1968 года осуществлялись доводочные работы и
доукомплектование машины недостающими системами и агрегатами.
Одновременно на аэродроме ЛИИ начались полеты самолета-аналога МиГ-21И (А-144,
"21-11" . Самолет-аналог был создан на базе истребителя МиГ-21С. Он
создавался в ОКБ А.И.Микояна и имел крыло геометрически и аэродинамически
подобное крылу опытного "044". Всего было построено две машины
"21-11", на них летали многие летчики-испытатели, в том числе и те
которым предстояло испытывать Ту-144.
На машину "044" был назначен экипаж в составе: командира корабля -
заслуженного летчика-испытателя Э. В. Еляна (получившего затем за Ту-144 Героя
Советского Союза); второго пилота - заслуженного летчика испытателя Героя
Советского Союза М. В. Козлова; ведущего инженера-испытателя В. Н. Бендерова и
бортинженера Ю.Т . Селиверстова.
При создании суперлайнера были впервые решены сложнейшие конструкторские,
инженерные и технологические задачи. Если боевые машины переходят на
"сверхзвук" только на подлете к цели, то 'мирный' Ty-144 научился
держать две сверхзвуковые скорости в крейсерском полете. Авиалайнер совершил
сотни успешных полетов, обслуживал пассажирскую авиалинию Москва - Алма-Ата и
его мировые рекорды не побиты до сих пор. Этот самолет строила вся страна. Были
найдены, разработаны технологии производства уникальных материалов, которые
затем с успехом были применены в космонавтике. Новейшие технологии были
использованы при создании сверхзвукового бомбардировщика Ty-160, многоразового
космического корабля "Буран", многих пассажирских самолетов.
Источник информации: http://www.avia.ru/
|