17 июня 2010
г., – «Тяжелым
вертолетам марки «Ми», разработанным специалистами конструкторского бюро ОАО
«МВЗ им. М.Л. Миля» в мире нет равных. Тяжелое вертолетостроение началось
в 50-х гг. с вертолета Ми-6. Все попытки как отечественных, так и зарубежных
фирм построить столь крупную винтокрылую машину успеха не имели. Вскоре после
первого полета вертолета Ми-6 на основе его агрегатов, частей и деталей были
разработаны и построены первые вертолеты-краны Ми-10, Ми-10К, уникальный
вертолет-гигант Ми-12, и современный, самый грузоподъемный вертолет в мире
Ми-26Т»,- сообщает пресс-служба МВЗ им. М.Л. Миля. AEX.ru
В июне 2010
года у милевцев очередной юбилей - 50 лет со дня первого полета вертолета
Ми-10. Постановление правительства СССР о создании вертолета-крана последовало
в январе 1958 года. Опыт использования винтокрылых машин для перевозки
крупногабаритных грузов на внешней подвеске привел специалистов
конструкторского бюро под руководством Генерального конструктора М.Л. Миля к
созданию вертолета-крана Ми-10. Силовая установка, несущий и рулевой винты,
трансмиссия, основные схемы системы управления и гидравлической системы
вертолета были полностью заимствованы у его предшественника - вертолета Ми-6.
Согласно
замыслу, проект машины позволял отказаться от больших размеров кабины и,
следовательно, фюзеляжа, что значительно облегчало и упрощало конструкцию.
Фюзеляж Ми-10 был спроектирован заново. В носовой части располагалась кабина
экипажа. Под фюзеляжем находилась камера, которая подавала сигнал в кабину, где
находилась специальная телевизионная установка, которая помогала наблюдать за
грузом во время полета и погрузки. Также рассматривалась возможность подвески
под фюзеляжем разнообразных специализированных контейнеров, предназначенных для
выполнения конкретных заданий: пассажирского салона, грузового контейнера,
топливного бака, санитарно-операционного пункта, передвижной лаборатории и т.
п. Кроме того, вертолет должен был «наруливать» или «садиться верхом» на груз,
что значительно сокращало и упрощало погрузку. Машина получила заводское
обозначение В-10 (изделие 60). Вертолет предназначался для перевозки
крупногабаритных грузов массой 12 т на расстояние 250 км и массой 15 т - на
более короткие расстояния.
15 июня 1960
года вертолет В-10, получивший обозначение Ми-10, впервые поднялся в
воздух. В ходе летных испытаний 23 сентября 1961 года экипаж Г.В. Алферова
установил абсолютный мировой рекорд грузоподъемности, подняв груз массой 15 000
кг на высоту 2 326 м. и груз массой 15 103 кг на высоту 2 000 м.