ЯКОВЛЕВ Александр Сергеевич
(1906—1989)
Советский авиаконструктор, академик АН СССР(1976; член-корреспондент 1943),
генерал-полковник авиации (1946), дважды Герой Соц. Труда (1940,1957).
В 20-е гг. Яковлев — один из зачинателей советского авиамоделизма,
планеризма и спортивной авиации; в 1924 построил планёр АВФ-10, отмеченный на
всесоюзных соревнованиях, в 1927 — лёгкий самолёт АИР-1. С 1924 моторист, с
1927 слушатель Военно-воздушной академии РККА им. проф. Н. Е. Жуковского (ныне
ВВИА); одновременно конструировал лёгкие самолёты.
По окончании академии (1931) инженер на авиационном заводе, где в 1932
сформировал КБ лёгкой авиации. С 1935 главный, в 1956–84 генеральный
конструктор, в 1940–46 гг. одновременно заместитель наркома авиационной
промышленности.
Под руководством Яковлева созданы многие широко известные самолёты, в т. ч.
массовые учебные самолёты УТ-2 и УТ-1, бомбардировщик Як-4, истребители Як-1,
Як-7, Як-9, Як-3, которые составили около 60% (свыше 36 тысяч экземпляров.)
построенных в годы Великой Отечественной войны истребителей и были в числе
лучших самолётов своего класса. Они отличались оптимальным сочетанием скорости,
вооружения и манёвренности и сыграли большую роль в разгроме немецко-фашистской
авиации.
Яковлев — один из первых создателей реактивной авиации. В числе
конструкций, созданных Яковлевым, реактивные истребители Як-15 (один из первых
в СССР), Як-17, Як-23, Як-25 (первый всепогодный перехватчик), Як-28 (первый
советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик); первый советский самолёт
вертикального взлёта и посадки Як-36 и его боевой палубный вариант Як-38;
десантный планёр Як-14; двухвинтовой вертолёт продольной схемы Як-24; учебные
самолёты Як-11, Як-18, Як-18Т и Як-52, многоцелевой самолёт Як-12; спортивные
самолёты Як-18П, Як-18ПМ, Як-50, Як-55 (на которых советские летчики побеждали
на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу); реактивные пассажирские
самолёты Як-40 и Як-42.
Под руководством Яковлева создано более 100 серийных типов и модификаций
самолетов, построенных в количестве около 70 тыс. экземпляров.
Яковлев создал свою школу в самолётостроении, для которой характерна
высокая культура проектирования, стремление к простоте конструктивного решения
и широта творческого диапазона — самолёты боевые, пассажирские, лёгкие,
многоцелевые и учебно-спортивные. На самолетах Яковлева установлено 74 мировых
рекорда.
Депутат ВС СССР в 1946–89.Ленинская премия (1972). Государственные премии
СССР (1941,1942, 1943, 1946, 1947, 1948, 1977).
Яковлеву присуждена Золотая
авиационная медаль ФАИ. Награжден 10 орденами Ленина, орденом Октябрьской
Революции, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степени, 2
орденами Отечеств, войны 1-й степени., орденами Трудового Красного Знамени,
Красной Звезды, медалями, французскими орденами Почётного легиона и Офицерского
креста. Имя Яковлева носит Московский машиностроительный завод «Скорость».
Бронзовый бюст Яковлева установлен в Москве.