Жуковский Николай
Егорович (1847—1921) — русский учёный в области механики, основоположник
современной гидроаэродинамики. Окончил физико-математический факультет Московского
университета (1868).
С 1870 преподаватель физики 2‑й Московской женской
гимназии, с 1872 преподаватель математики, с 1874 доцент кафедры аналитической
механики Императорского технического училища (ИТУ, с 1917 — Московское
высшее техническое училище).
В 1876 защитил магистерскую диссертацию
«Кинематика жидкого тела». За исследование «О прочности движения» Ж. была присуждена степень доктора
прикладной математики (1882). С 1885 преподавал теоретическую механику в
Московском университете. В Московском высшем техническом училище и
Московском университете Ж. работал
до конца жизни.
В 1894 Ж. был
избран член-корреспондентом Петербургской АН; в 1900 выдвинут кандидатом в
действительные члены Петербургской АН, но снял свою кандидатуру, не желая
оставлять преподавание в Московском университете и ИТУ, так как избрание
означало бы переезд в Петербург. В 1905 избран президентом Московского
математического общества.
Под руководством Ж. при механическом кабинете
Московского университета в 1902 была сооружена одна из первых в Европе
аэродинамических труб, а в 1904 в поселке Кучино под Москвой создан первый в
мире аэродинамический институт. В том же году Ж. организовал воздухоплавательную секцию в Обществе любителей
естествознания, антропологии и этнографии. В 1910 при непосредственном
участии Ж. в ИТУ была открыта
аэродинамическая лаборатория. В 1910—1912 Ж. прочитал в ИТУ курс лекций «Теоретические основы
воздухоплавания», в котором были систематизированы теоретические работы самого Ж., его ученика С. А. Чаплыгина, а также экспериментальные исследования
аэродинамических лабораторий Московского университета, ИТУ и зарубежных
лабораторий. С 1913 преподавал на курсах офицеров-лётчиков при ИТУ, там же
было создано Авиационное расчётно-испытательное бюро, в котором под руководством
Ж. разрабатывались методы
аэродинамического и прочностного расчёта самолётных конструкций. Во время
Первой мировой войны Ж. разрабатывал
теорию бомбометания, занимался вопросами баллистики артиллерийских снарядов,
читал курсы по баллистике, воздухоплаванию, специальным вопросам гидромеханики
и работал над различными проблемами теоретической механики.
После
Октябрьской революции 1917 Ж. и
коллектив учёных, руководимый им, включились в дело создания советской авиации.
В декабре 1918 Советским правительством по предложению Ж. был учреждён Центральный
аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), руководителем которого он был назначен.
Основанные Ж. теоретические курсы
для лётчиков были реорганизованы в Московский авиационный техникум, на базе
которого в 1920 создан Институт инженеров Красного Воздушного Флота (ныне
Военно-воздушная инженерная академия имени профессора
Н. Е. Жуковского).
Ж. заложил основы единой научной дисциплины — экспериментальной и
теоретической аэродинамики, оказавшей впоследствии огромное влияние на развитие
авиации. Первые исследования Ж. по
теории полёта относятся к 1890. Работа «О парении птиц» (1891), в которой
исследуется механизм парения с набором высоты и впервые рассматриваются
возможные эволюции при парении, в том числе «мёртвая петля», и статья
«О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов» (1897) послужили основанием для
создания методов аэродинамического расчёта самолёта. В статье «К теории
летания» (1890), «О крылатых пропеллерах» (1898), «О полезном грузе,
поднимаемом геликоптером» (1904) рассматриваются вопросы тяги винта.
В работах «О падении в воздухе лёгких продолговатых тел, вращающихся
около своей продольной оси» (1906) и «О присоединённых вихрях» (1906) Ж. изложил открытый им в 1904 принцип
образования подъёмной силы крыла аэроплана и сформулировал теорему, позволяющую
определять её значение. Теорема Ж.,
устанавливающая связь подъёмной силы с циркуляцией
скорости, является основой прикладной аэродинамики. В цикле работ Ж. 1910—1912 «О контурах
поддерживающих поверхностей аэропланов» (1910), «Геометрические исследования о
течении Кутта» (1911—1912) и других и в ряде работ Чаплыгина предложен способ
определения циркуляции, основанный на условии плавного схода потока с острой
кромки профиля. Эти исследования завершили создание теории профиля крыла.
В этих работах также развит математический аппарат для решения задач
обтекания крыла, дан метод построения теоретических «профилей Жуковского».
В 1912—1918 Ж. опубликовал
4 статьи под общим название «Вихревая теория гребного винта», в которых,
опираясь на разработанную им теорию крыла, установил законы распределения
скоростей у лопасти винта, послужившие теоретической основой для проектирования
воздушных винтов.
В работах
«Динамика аэропланов в элементарном изложении (1913—1916), «Аэродинамический
расчет аэропланов» (1917), «Исследование устойчивости конструкций аэропланов»
(1918), «К задаче о прочности аэропланов» (1918), «Элементарная теория
устойчивости аэропланов» (1920) Ж.
создаёт основы аэродинамического расчёта самолётов, расчёта динамической
продольной устойчивости и прочности самолётов.
Ж. — автор многочисленных оригинальных исследований в области механики
твёрдого тела, астрономии, математики, гидродинамики и гидравлики, прикладной
механики, теории регулирования машин и др. Для его работ характерно
сочетание глубоких теоретических изысканий с инженерным подходом к решению
технических задач. Он был также автором классических учебников по теоретической
механике для университетов и технических вузов.
В ознаменование
пятидесятилетия научной деятельности Ж.
и больших заслуг его как «отца русской авиации» в 1920 правительством был издан
декрет об учреждении премии имени профессора Н. Е. Жуковского «За
наилучшие труды по математике и механике», об издании трудов Ж., а также о ряде льгот для самого
учёного. В связи со 100-летием со дня рождения Ж. в январе 1947 Совет Министров СССР учредил 2 ежегодные
премии имени профессора Н. Е. Жуковского с вручением золотой и
серебряной медалей, а также стипендии имени Н. Е. Жуковского для
студентов старших курсов Московского государственного университета, Московского
авиационного института, Московского высшего технического училища. Именем Ж. названы город в Московской области,
Центральный аэрогидродинамический институт, Харьковский авиационный институт;
Военно-воздушная инженерная академия. В городах Москва, Жуковский и
Железнодорожный сооружены памятники учёному, создан научно-мемориальный музей Ж. в Москве.
Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—9,
М.—Л., 1935—37; Полн. собр. соч., Лекции, в. 1—7, М.—Л., 1938—39; Собр. соч.,
т. 1—7, М.—Л., 1948—50; Теоретическая механика, 2 изд., М.—Л., 1952.
Лит.: Келдыш М. В.,
Научное наследство профессора Н. Е. Жуковского, «Техника воздушного
флота», 1947, №1: Лейбензон Л. С., Н. Е. Жуковский, М.—Л., 1947; Голубев В. В., Н. Е. Жуковский,
М., 1947; Xристианович С. А., Научное
наследие Н. Е. Жуковского, М., 1951; Свищев Г. П.,
Научные исследования Н. Е. Жуковского и авиация, Ученые записки
Центрального аэрогидродинамического института, 1972, № 1; Космодемьянский А. А., Н. Е. Жуковский,
М., 1984.
Источник: Г. П. Свищёв. Энциклопедия авиации. Москва, «Большая Российская Энциклопедия», 1994 г.