Микулин Александр
Александрович (1895—1985) — советский конструктор авиационных двигателей,
академик АН СССР (1943), генерал-майор-инженер (1944), Герой Социалистического
Труда (1940).
Учился в Московское высшее техническое училище, ученик
Н. Е. Жуковского. С 1923 работал в Научном автомоторном
институте (с 1925 главный конструктор), с 1930 в Центральном институте
авиационного моторостроения. С 1936 на авиамоторном заводе имени М. В. Фрунзе.
В 1935—1955 преподавал в Московском высшем техническом училище и
Военно-воздушной инженерной академии имени профессора
Н. Е. Жуковского. В начале 30‑х гг. под руководством Микулина создан первый советский
авиационный двигатель жидкостного охлаждения М-34, на базе которого в дальнейшем
построен ряд двигателей различной мощности и назначения. Двигателями типа М-34
(АМ-34) оснащались рекордные самолёты АНТ-25, бомбардировщики ТБ-3 и многие
другие самолёты. Двигатель АМ-35А устанавливался на истребителях МиГ-1, МиГ-3,
бомбардировщиках ТБ-7 (Пе-8).
Во время Великой Отечественной войны Микулин руководил созданием
форсированных двигателей АМ-38Ф и АМ-42 для штурмовиков Ил-2 и Ил-10.
В 1943—1955 Микулин —
главный конструктор опытного авиамоторостроительного завода №300 в Москве. Под
его руководством создан ряд турбореактивных двигателей различной тяги (в том
числе двигатель АМ-3 для самолёта Ту-104).
В 1955—1959 работал в
лаборатории двигателей АН СССР.
Государственная премия СССР (1941, 1942, 1943,
1946). Награждён 3 орденами Ленина, орденами Суворова 1‑й и 2‑й степени,
3 орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, Красной
Звезды, «Знак Почёта», медалями. См. статью AM.
Источник: Г. П. Свищёв.
Энциклопедия авиации. Москва, «Большая Российская Энциклопедия», 1994 г.
Лазарев Л. Л., Взлет, М., 1978.