ЕРМОЛАЕВ Владимир Григорьевич
(1908—1944)
Советский авиаконструктор, генерал-майор инженерно-авиационной службы.
Окончил МГУ а 1931 году. Ермолаев работал ведущим инженером по строительству
самолета «Сталь-7». С 1939 года, после ареста Р. Л. Бартини, главный
конструктор его КБ. Руководил разработкой и выпуском бомбардировщика дальнего
действия Ер-2 (ДБ-240) на базе Сталь-7. Репрессированный Р. Л. Бартини помогал
Ермолаеву уже в качестве подчиненного.
С весны 1939 г. ОКБ гл.к. В.Г. Ермолаева обосновалось на заводе №240 ГВФ. С
1.3.40 г. завод с обеими территориями был передан по решению КО при СНК №95сс
от 3.3.40 г. и приказу №125/26сс от 14-15.3.40 г. из ГУ ГВФ в систему НКАП и
закреплен как опытная база за ОКБ главного конструктора В.Г.Ермолаева.
Директором завода утвержден М. П. Озимков, далее эту должность занял
В.Г.Ермолаев (он же гл. конструктор).
В конце 1941 г. часть личного состава завода эвакуирована в соответствии с
приказом НКАП №1050сс от 8.10.41 г. в г. Казань и влита в состав завода №124
НКАП 10ГУ для проведения работ по ремонту самолетов Ер-2 и помощи серийному
производству по плану завода. Из-за невозможности размещения полностью в Казани
работа завода №240 по доводке Ер-2 организовалась в Свердловске, где шли
испытания этих самолетов. Директором и гл.к. завода оставался В.Г.Ермолаев. В
декабре того же 1941 года часть мощностей завода №240 (оборудование, материалы)
была передана в состав вновь образованного завода №30 НКАП, который формировался
из кадров и оборудования нескольких заводов. ОКБ-240 В.Г.Ермолаева эвакуировано
в г. Иркутск на площадку расположенного там завода №39 НКАП и преобразовано в
ОКБ завода №39 НКАП. На этом заводе шло производство Ер-2.
Уже с января 1942 года, после поправки положения на фронте завод №240 (как
и многие другие) под прежним номером начал восстанавливаться на старых площадях
в г.Москве. Под руководством В.Г. Ермолаева начаты работы по ремонту и
модернизации Ер-2.
В апреле 1942 г. было принято решение о размещении на заводе №240 ОКБ гл.к.
С.В.Ильюшина. В связи с этим по приказу НКАП №304с от 21.4.42 г. для
осуществления доводок Ер-2 за коллективом В.Г. Ермолаева была оставлена часть
площадей филиала завода (территория «б») у ЦА им. Фрунзе. Вскоре (с июля 1942
г.) в ведении коллектива гл.к. В.Г.Ермолаева была окончательно закреплена в
качестве опытной базы вся бывшая территория «б» завода №240 по Ленинградке,
которая в соответствии с приказом №517(а) с от 12.7.42 г. была преобразована в
новый самостоятельный опытный самолетостроительный Государственный Союзный
завод №134 НКАП 7ГУ НКАП (тогда — Ленинградское ш.,55). ОКБ гл.
конструктора С.В.Ильюшина работало на территории «а», рядом — на ул.
Красногвардейской.
На заводе №134 продолжались работы по модернизации Ер-2: вариант с двумя
моторами М-30, модификация с дизельными моторами М-31, пассажирская
модификация. После смерти В.Г. Ермолаева (1944 г.) от тифа завод №134 по
приказу НКАП №39с от 3.2.45 г. (или по приказу №341с от 14.8.45 г.) был
объединен с Тушинским заводом №289 НКАП гл.к. П.О.Сухого и образован единый
завод №134 НКАП. Работы и штат бывшего ОКБ В.Г.Ермолаева были переданы в состав
ОКБ П.О.Сухого.