БЕРИЕВ Георгий Михайлович
(1902—1979)
Бериев Георгий Михайлович (Бериашвили) (13.02.1902–1979) — советский
авиаконструктор, генерал-майор инженерно-технической службы. После окончания
Политехнического института (Ленинград) в 1930 начал работать конструктором ОКБ
в МОС ВАО, возглавляемом французским конструктором Полем Эне Ришаром. Затем это
КБ вливается в состав ЦКБ ЦАГИ. Здесь, в бригаде морского отдела ЦКБ
И. В. Четверикова, Г. М. Бериевым в 1930 г. был предложен проект морского ближнего
разведчика МБР-2. После успешного испытания опытного самолета в мае 1932 г.
принимается решение о запуске его в серийное производство. В 1933 в ЦКБ-39
Бериев возглавляет бригаду №5.
1 октября 1934 согласно приказу по ГУАП СССР №44/260 от 6 августа 1934 г. к
в г.Таганроге создается ЦКБ морского самолетостроения. Его главным
конструктором был назначен Георгий Бериев.
Серийно выпускался и гражданский вариант МБР-2 — МП-1. Корабельный
катапультный самолет КОР-1 (Бе-2) был построен небольшой серией, а морской
дальний разведчик МДР-5 и МБР-7 были построены всего в 2 экземплярах. Летающая
лодка КОР-2 (Бе-4) выпускалась малой серией во время ВОВ уже в Сибири. Вслед за
заводом КБ было эвакуировано в Омск, а затем в Красноярск.
В эвакуации ОКБ занималось перспективным проектированием. В 1943 был
разработан проект летающей лодки ЛЛ-143, а в 1944 макет грузо-пассажирского
ПЛЛ-144. Это позволило после испытаний ЛЛ-143 в 1945, уже в 1949 создать
летающую лодку Бе-6, а в 1948 многоцелевую амфибию Бе-8. На Бе-8 были испытаны
в качестве взлетно-посадочных устройств подводные крылья.
Вслед за экспериментальной летающей лодкой Р-1 (1949) с двумя ТРД,
появляется разведчик-торпедоносец М-10 (Бе-10) со стреловидным крылом. Он
строился серийно (24 самолета) с 1956 по 1961 г. В 1961 на Бе-10 была
достигнута рекордная для гидросамолета скорость — 912 км/ч и были
установлены мировые рекорды высоты. На серийном противолодочном
самолете-амфибии Бе-12 (М-12) «Чайка» с более экономичными ТВД также были
установлены рекорды высоты полета.
С началом «ракетизации всей страны» в начале 60-х были закрыты работы по
сверхзвуковому гидросамолету СС, а также гигантской стратегической летающей
лодке ЛЛ-600 (со взлетным весом до 1000 т). В этих условиях ОКБ-49 создает
крылатую ракету П-10 и прорабатывает проект КР П-100 в вариантах средней и межконтинентальной
дальности. Начинает разработку самолета для замены Ан-2 на местных авиалиниях.
В 1968 совершил первый полет пассажирский 14-местный самолет Бе-30. Как и его
развитие — Бе-32, он имел также транспортный и санитарный варианты.
ОКБ Бериева участвует в создании специализированного сельскохозяйственного
Ан-2М, совместно с КБ О.К.Антонова разрабатывает проект пассажирского самолета
для местных авиалиний Ан-Бе-20 (ставший впоследствии самолетом Як-40) и создает
самолет аэрофотосъемки Ан-24ФК, запущенный в серию под названием Ан-30.