Для сведения:
Великобритания. До 1914 в области авиации Великобритания
отставала от Франции и США и в значительной степени использовала опыт этих
стран (закупки и выпуск по лицензиям самолётов и авиадвигателей).
Авиационная промышленность Великобритании сформировалась в Первую мировую
войну, когда было выпущено ~ 55 тысяч самолётов и ~
41 тысяч двигателей (самолёты английской конструкции широко выпускались и
в США), причём в 1918 построено соответственно 32 106 и 22 102.
Избыток самолётов после войны вызвал банкротство ряда фирм. До 1924
производство находилось на уровне 300—400 самолётов в год;
Авиационная промышленность почти полностью зависела от
государственных заказов. В 1930 производство достигло 1434 самолётов
( ~ 60% военных). В конце 30‑х гг. разрабатывается ряд
истребителей («Харрикейн», «Спитфайр») и бомбардировщиков («Бленхейм»,
«Хэмптон», «Уитли») с высокими лётно-техническими характеристиками,
наращивается авиационное производство ( ~ 4 тысяч самолётов в 1938,
~7 тыс, в 1939). В 1938 авиационная промышленность
располагала 30 самолётостроительными и 16 двигателестроительными
фирмами.
Делались крупные закупки авиационной техники в США, развёртывалось
производство военных самолётов в Канаде. С началом Второй мировой войны
выпуск военных самолётов резко возрос. (15000 в 1940, 23670 в 1942 и
29220 в 1944), помимо истребителей и средних бомбардировщиков выпускались
тяжёлые бомбардировщики «Стерлинг», «Галифакс», «Ланкастер» с четырьмя
поршневыми двигателями. В конце войны на вооружение поступили реактивные
истребители «Метеор». За 5 лет войны Великобритания произвела ~
125 тысяч самолётов.
После 1945 начался длительный период реорганизации, концентрации
авиационной промышленности и усиления государственного контроля. В 1971
национализирована крупнейшая двигателестроительная фирма «Роллс-Ройс», в 1977 на базе нескольких фирм создана
государственная фирма «Бритиш аэроспейс»,
где было сконцентрировано почти всё производство самолётов и ракетного оружия
(в 1981 фирма была денационализирована). Выпуск лёгких самолётов осуществляет
фирма «Шорт». Вертолётостроение
сосредоточено на фирме «Уэстленд».
Наиболее
значительные послевоенные программы: производство реактивных стратегических
бомбардировщиков «Вулкан», «Виктор», «Вэлиант», тактического бомбардировщика
«Канберра» (выпускался по лицензии и в США), сверхзвукового перехватчика
«Лайтнинг», реактивного пассажирского самолёта «Комета», пассажирского
самолётов «Трайдент», БАК-111, сверхзвукового пассажирского самолёта «Конкорд»
(с Францией), самолёта противолодочной обороны «Нимрод», боевого самолета
вертикального взлета и посадки «Харриер», многоцелевого вертолёта «Линкс».
В 50—60‑х гг. ряд собственных программ был прекращён в пользу
лицензионного производства (например, американского истребителя «Фантом» и
вертолёта «Си кинг»). В 70‑е гг. в кооперации с западно-европейскими
странами было развёрнуто производство широкофюзеляжных самолётов А300.
Авиационная
промышленность Великобритании на рубеже 80‑х—90‑х гг. была крупнейшей в
Западной Европе и располагала мощной производственной и
научно-экспериментальной базой (ведущей научно-исследовательской организацией
является Королевский авиационный научно-исследовательский институт — RAE).
Номенклатура продукции охватывала гражданские и военные летательные аппараты
многих типов, их двигатели, оборудование и вооружение. Основные программы 80‑х гг.:
производство многоцелевого боевого самолёта Панавиа «Торнадо» (с ФРГ и
Италией), истребителя-бомбардировщика, СЕПЕКАТ «Ягуар» (с Францией), самолета
вертикального взлета и посадки «Харриер» II (с США), учебно-боевого самолёта
«Хоук», военных и гражданских вертолётов, ряда ТРДД и ТВД (в том числе в
кооперации), пассажирских самолётов ВАе 146, ВАе 748 и ВАе АТР, Шорт 330 и 360,
А300, А310 и А320 (в консорциуме «Эрбас индастри»), административных самолётов,
ракетного оружия, различного авиационного оборудования; разработка противолодочного
вертолёта ЕН 101 (с Италией), создание экспериментального истребителя ЕАР,
участие в разработке западноевропейского истребителя 90‑х гг. EFA и
пассажирских самолётов А330, А340 и А321, концептуальные исследования
одноступенчатого воздушно-космического самолёта «Хотол».
Источник: Г. П. Свищёв. Энциклопедия авиации.
Москва, «Большая Российская Энциклопедия», 1994 г.
СКАНЫ ПОЧТОВЫХ МАРОК БУДУТ ПОЗЖЕ.....