ГОРБУНОВ Владимир Петрович
(1899-1970)
Советский авиаконструктор. В конце 30-х — начальник самолетного отдела
Наркомата оборонной промышленности. По образованию Владимир Петрович был
квалифицированным конструктором — окончил в 1931 г. МАИ по специальности
«Самолетостроение». Участвовал в создании советского «антимессершмитта» ЛаГГ.
Горбунов и Лавочкин лучше других конструкторов знали возможности
авиационной промышленности Советского Союза, возможно поэтому, самолет они предложили
цельнодеревянный. Во всем мире (в том числе и в СССР) использование древесины в
качестве авиационного конструкционного материала в конце 30-х годов считалось
уже анахронизмом. В нашей стране, тем не менее, дерево продолжали
использовать — не от хорошей жизни, конечно. Сказывалась нехватка
крылатого металла — алюминия.
Практически все созданные перед войной
истребители имели смешанную конструкцию: компромисс между нехваткой дюраля и
дешевизной, технологичностью древесины. Металл давал огромную экономию в массе,
равнопрочная с деревянной, конструкция из дюраля весила на 40% меньше, но перед
войной было принято стратегически правильное решение, ориентировавшее
самолетостроителей на широкое использование в новых самолетах дерева. На первый
план вышла возможность массовой постройки самолетов минимально
квалифицированными рабочими. В конечном итоге за счет простоты и
технологичности Яков и ЛаГГов советской промышленности удалось сохранить и даже
нарастить выпуск истребителей в тяжелейших условиях эвакуации.
Дальше всех в использовании дерева в истребителе пошли Горбунов и Лавочкин.
Их конструкция является беспрецедентной в истории истребительной авиации.
Английский цельнодеревянный «Москито» сравнивать с ЛаГГом вряд ли уместно.
«Мосси» не рассчитывался на ведение маневренного воздушного боя, его
стихия — скоростной полет с плавными разворотами. Ну а по части
использовавшейся в конструкции древесины «Москито» и советский истребитель
соотносятся примерно так же, как потомственный лондонский лорд и посконный
крестьянин из Тверской губернии. У одного — экзотическая бальза, у
другого — тривиальная сосна и береза.
Горбунов недолго был номинальным руководителем работ (реально все основные вопросы по проектированию решал Лавочкин). В силу причин личного характера (опять же, «исторический анекдот», см. воспоминания Алексеева) Горбунов отошел от работ, а Гудков занимался производственными вопросами. Подписывать же техническую документацию и разные «исходящие» бумаги должен был конкретный человек, ежедневно появляющийся на работе и держащий руку на пульсе проектирования. Им стал Семен Алексеевич Лавочкин. Однако, упоминание Горбунова как главного конструктора самолета И-301 встречается в документах, датированных вплоть до февраля 1940 г.