Для сведения:
Япония. В 1911—1919 построено около 100 самолётов. Фирма «Накадзима» начала выпускать авиационную
продукцию в 1914, «Кавасаки»—в 1918.
После Первой мировой войны широко закупалась иностранная авиационная техника и
лицензии (в основном английская и французская), использовались иностранные
специалисты. До середины 20‑х гг. почти все самолёты были импортированы
или построены по лицензии, но уже в 1934 90% самолётов вооруженных сил были
японской конструкции, и Авиационная промышленность стала в значительной
степени независимой.
Милитаризация
Японии привела к интенсивному развитию военной авиации в ущерб гражданской.
В 1930 выпущено 445 самолётов, в 1935 — 962. С середины 30‑х гг.,
когда существенную помощь Японии оказывали Германия и Италия, был создан ряд
военных самолётов, соответствующих лучшим мировым образцам (например, палубный
истребитель, известный под названием «Зеро»), хотя в целом по серийной
продукции Япония уступала ведущим авиационным странам. Перед Второй мировой
войной производственные мощности Авиационной промышленности резко возросли:
в 1937 выпущено 1511 самолётов, в 1938 — 3201 и в 1939 —
4467. Максимальная месячная производительность была достигнута в июне
1944 — 2857 самолётов и около 5000 авиадвигателей. В конце
войны предпринимались попытки наладить производство реактивных самолётов по
германским лицензиям. За период 1940—1945 было построено ~ 75 тысяч
самолётов.
После капитуляции Японии авиационная деятельность в стране была
запрещена, но уже в начале 50‑х гг. Авиационная промышленность стала возрождаться (ремонт американской
авиационной техники, производство самолётов, вертолётов и двигателей в основном
по американским лицензиям). В 60—70‑х гг. создавались и выпускались
самолёты японской конструкции: сверхзвуковой тренировочный самолёт Т-2 и его
боевой вариант F-1, военно-транспортный самолёт С-1, летающая лодка
противолодочной обороны PS-1, пассажирский самолёт YS-11; расширялось участие в
международных программах.
Авиационная промышленность представляют главным образом
авиакосмические отделения крупных промышленны концернов: «:Мицубиси», «Кавасаки», «Фудзи»,
«Исикавадзима харима». Национальная авиационная космическая лаборатория
руководит созданием экспериментальных образцов авиационной техники.
Основные программы 70—80‑х гг.: лицензионное производство
американского истребителя F-15 и самолёта противолодочной обороны «Орион»;
выпуск реактивных тренировочных самолётов Т-2 и Т-4, сверхзвукового
истребителя-бомбардировщика F-1, самолёта-амфибии US-1 и летающей лодки PS-1
фирмы «Син мейва»,
военно-транспортного самолёта С-1, административного самолёта MU-2; создание
экспериментального малошумного транспортного самолёта короткого взлёта и
посадки «Азука»; выпуск военных и гражданских вертолётов по американским
лицензиям и совместно с ФРГ, лёгких транспортных и административных самолётов
(по американским лицензиям), управляемых ракет (в том числе собственно
разработки), газотурбинных двигателей, компонентов конструкции для американских
пассажирских самолётов; разработка истребителя SX-3 на основе американской
Модели F-16, НИОКР по воздушно-космическим летательным аппаратам.
Источник: Г. П. Свищёв.
Энциклопедия авиации. Москва, «Большая Российская Энциклопедия», 1994 г.