Для сведения:
Франция. Авиационная
промышленность сформировалась в 1904—1914 на базе большого числа полукустарных
предприятий. В 1914 во Франции, ставшей мировым авиационным центром, было
20 самолётостроительных и 13 двигателестроительных заводов,
производительность которых достигала 541 самолёта и 1065 двигателей в
месяц. Возросли экспорт и продажа лицензий. В Первую мировую войну
выпущено 67892 самолёта и 85316 авиадвигателей (только в 1918
соответственно 23669 и 44569); усилилась концентрация Авиационной промышленности (около
10 самолётостроительных и 6 двигателестроительных фирм), расширилась
научно-экспериментальная база.
После
войны сохранены мощные военно-воздушные силы. В 1921—1922 французская Авиационная промышленность вышла на 1‑е
место в мире (3—3,5 тысячи самолётов в год). с 1930 она постепенно теряла
лидерство в конкуренции с Великобританией, Германией и США. В 1932
выпущено ~ 400 самолётов, в 1935 ~ 500. В ходе национализации,
концентрации и географической децентрализации Авиационной промышленности в
1936 из десяти основных авиационных фирм было образовано шесть.
В 1935—1936 выпускалось по 40 самолётов в месяц. Авиационная техника
стала закупаться в США. В 1939 годовое производство возросло до
3200 самолётов. К началу Второй мировой войны французские военные
самолёты в целом уступали лучшим мировым образцам. В период оккупации Авиационная
промышленность выполняла заказы для германской армии.
После 1945 произведены реорганизация и национализация части фирм.
В 50‑х гг. развёрнут выпуск реактивных истребителей, создан
стратегический бомбардировщик, начали выпускаться вертолёты и реактивные
пассажирские самолёты. В 60‑х гг. начат ряд международных программ, в
том числе разработка сверхзвукового пассажирского самолёта «Конкорд»,
истребителя-бомбардировщика «Ягуар», вертолётов «Газель» и «Пума» (все с
Великобританией). Образованные в результате слияний фирмы монополизировали
производство военных и реактивных административных самолётов («Дассо-Бреге»), вертолётов и гражданских
самолётов («Лэро-спасьяль»).
Двигателестроение было сконцентрировано на фирмах «СНЕКМА» и «Турбомека»,
выпуск ракетного оружия — на фирме «Матра».
В результате
правительственных реформ основу современной Авиационной промышленности составляют государственные или переходящие под
государственный контроль фирмы, 50% Авиационной промышленности по числу занятых в ней сконцентрировано в
районе Парижа, 30% — в южных департаментах. Авиационная промышленность располагает
значительной научно-экспериментальной базой, в том числе, в Национальном
управлении авиационно-космических исследований — ONERA. Франция —
одна из немногих стран, способных создавать системы оружия в комплексе, крупный
экспортёр истребителей, ракетного оружия и вертолётов.
Основные программы 80‑х гг.: производство истребителей серии
«Мираж», истребителей-бомбардировщиков «Супер эгандар» и СЕПЕКАТ «Ягуар»,
учебно-боевого самолёта «Альфа джет» (с ФРГ), самолёта противолодочной оборон
«Атлантика ATL2 (с ФРГ, Бельгией и Италией), реактивных пассажирских самолётов
А300, А310 и А320 (в консорциуме «Эрбас индастри»), пассажирских самолётов с
турбовинтовыми двигателями ATR 42 и ATR 72 (с Италией), реактивных
административных самолётов «Мистер-Фалькон», вертолётов «Газель», «Дофен»,
«Экюрёй», «Супер пума» и других, лёгких туристских и спортивных самолётов,
турбореактивных двухконтурных двигателей и турбовинтовых двигателей (в том
числе с США, Великобританией и ФРГ), ракетного оружия и авиационного оборудования;
разработка пассажирских самолётов А321, А330 и А340, постройка и испытания
опытного истребителя нового поколения «Рафаль»; проектные исследования
воздушно-космического самолёта «Гермес» с ракетным стартом.
Источник: Г. П. Свищёв.
Энциклопедия авиации. Москва, «Большая Российская Энциклопедия», 1994 г.