ИЛЬЮШИН Сергей Васильевич
(1894—1977)
Советский авиаконструктор, академик АН СССР (1968), генерал-полковник
инженерно-технической службы (1967), трижды Герой Социалистического Труда
(1941, 1957, 1974). В Советской Армии с 1919, сначала авиамеханик, затем
военком, а с 1921 г. начальником авиаремонтного поезда.
Окончил Военно-воздушную академию им. профессора Н. Е. Жуковского (1926; ныне
ВВИА). За время обучения в академии построил три планёра. Последний из
них — «Москва» на состязаниях в Германии получил первый приз за
продолжительность полёта. После окончания академии руководитель секции
научно-технического комитета ВВС. Затем работал на научно-исследовательском
аэродроме ВВС. С 1931 начальник ЦКБ ЦАГИ. В 1933 возглавил ЦКБ при московском
заводе им. В. Р Менжинского, впоследствии ставшее КБ Ильюшина, деятельность
которого была связана с развитием штурмовой, бомбардировочной, пассажирской и
транспортной авиации.
С 1935 г. Ильюшин — главный конструктор, в 1956–70 г.г.- генеральный
конструктор. Создал свою школу в самолётостроении. Под его руководством созданы
строившиеся серийно штурмовики Ил-2, Ил-10, бомбардировщики Ил-4, Ил-28,
пассажирские самолёты Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62, а также ряд опытных и
экспериментальных самолётов. Штурмовики Ильюшина во время Великой Отечественной
войны составили основу советской штурмовой авиации как нового рода авиации,
тесно взаимодействующего с наземными войсками. Ил-2– один из массовых самолётов
военного периода. При его создании Ильюшину удалось решить многие
научно-технические проблемы, в т. ч. использовать броню в качестве силовой
конструкции самолёта, разработать технологию изготовления броневого корпуса с
большой кривизной обводов и др.
Ильюшин большое внимание уделял экономическим вопросам строительства
самолётов. Например, реактивный фронтовой бомбардировщик Ил-28 по трудоёмкости
постройки приближался к истребителям. При его создании удалось хорошо увязать
лётно-технические характеристики с пилотажными, средства поражения и средства
защиты с общим весовым балансом самолёта. Рациональные, прогрессивные методы
проектирования Ильюшин использовал и при создании пассажирских самолётов.
Ил-18 — первый советский пассажирский самолёт, который нашёл широкий спрос
на мировом авиационном рынке. В Ил-62 Ильюшин применил принципиально новую
схему шасси, которая используется в ряде ведущих промышленных стран мира.
Ильюшину присуждена Золотая авиационная медаль ФАИ. Депутат ВС СССР в
1937–70 г.г.. Ленинская премия (1960), Государственные премии СССР (1941, 1942,
1943, 1946, 1947, 1950, 1952, 1971). Награжден 8 орденами Ленина, орденом
Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й
степени, Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.
Бронзовые бюсты Ильюшина установлены в Москве и Вологде. Имя Ильюшина носит
Московский машиностроительный завод.