БЛОХ Марсель
(1892-1986)
Марсель БЛОХ (с 1945 — Дассо) — французский авиаконструктор.
Родился в 1892 г.
В 1915 он разработал воздушный винт, патент на который продал фирме
Caudron. Его воздушными винтами в первой мировой войне оснащались многие
французские самолеты. В 1918 Блох, совместно с Potez создал двухместный
истребитель SEA-4, с Bleriot в 1928 — бомбардировщик MB-60.
В 1930 г. была основана компания Avions Marcel Bloch, а ее первыми
проектами стали почтовые монопланы с верхним расположением крыла Блок M.B.60
(позднее M.B.61) и M.B.71, ни один из которых не перешел стадию прототипа. В
1932 г. для участия в соревновании Министерства авиации Франции на лучший специальный
санитарный самолет был сконструирован Блок M.B.80. Затем последовал заказ на
серийное производство, и первый из 20 серийных самолетов М.В.81 был поставлен в
1935 г. Этот тип самолетов широко использовался в Африке и на Среднем Востоке.
В 1937 его фирма была национализирована и вместе концерном Bleriot вошла в
группу Societe Nationale de Constructions Aeronautiques du Sud-Ouest (SNCASO),
где Блох занял руководящий пост. До начала войны было разработано несколько
моделей бомбардировщиков и истребителей.
В 1945 г. Marcel Bloch возвратился на родину из германского
концентрационного лагеря Бухенвальд и возглавил фирму General Aeronautique
Marcel Dassault (GAMD; Дассо — его подпольная кличка во Французском
Сопротивлении). После войны врачи запретили ему есть практически все любимые
блюда, пить и курить. Француз все время мерз и даже летом ходил в зимнем пальто
и шарфе. Ему сделали несколько операций на глазах, и все равно с годами он
почти полностью ослеп. Тем не менее, он прожил более 84 лет и стал крупнейшим
экспортером вооружения во Франции.
В рекордные сроки для французских ВВС был разработан двухдвигательный
транспортный самолет MD-315 Flamant, взлетевший в феврале 1947 г. Затем фирма в
инициативном порядке начала разработку реактивного истребителя-перехватчика.
Первым итогом этой работы стал MD.450 , построенный в декабре 1947 года.
Первый прототип совершил полет в феврале 1949 года с английскими
турбореактивными двигателями Роллс-Ройс Nene Mk.102. После успешных испытаний
ВВС Франции заказали 450 самолетов для серийного производства. И в декабре 1951
года вышел первый серийный MD.450, получивший в ВВС имя Ouragan (Ураган) и
находился на вооружении до 1961 года до полной его замены MD.454 Mystere IV.
MD-450, поставленый Индии и Израилю, стал первым экспортным успехом Дассо и
Франции.
Ouragan послужил предшественником семейства Mystere-Etendard. Mystere II стал
первым французским самолетом, преодолевшим звуковой барьер, а Mystere IV помог
добиться признания для Dassault, когда США заказали 225 самолета как часть
соглашения NATO. Etendard IVМ и его преемник, Super-Etendard, были выбраны, для
оснащения авианосцев Foch и Clemenceau.
Программа Мираж III, начатая в 1950-х, вывела Dassault на скорости больше
2М, стимулируя экспортный успех семейства боевых самолетов Мираж. Шестидневная
война Израиля с арабскими странами в 1967 подтвердила репутацию Дассо, как
изготовителя качественных самолетов.