Люлька Архип
Михайлович (1908—1984) — советский конструктор авиационных двигателей,
один из основоположников теории воздушно-реактивных двигателей, академик АН
СССР (1968; член-корреспондент 1960), Герой Социалистического Труда (1957).
Окончил Киевский политехнический институт (1931).
В 1933—1939 преподавал в
Харьковском авиационном институте и работал над проектом турбореактивного
двигателя с центробежным компрессором. В 1939—1941 разработал
конструктивную схему турбореактивного двухконтурного двигателя, явившуюся
прототипом ныне существующих схем, проект опытного образца турбореактивного
двигателя с осевым компрессором.
В 1941—1942 работал на танковом заводе в
Челябинске, а с 1943 продолжил работы по созданию первого отечественного
турбореактивного двигателя.
С 1946 главный конструктор опытного завода.
Под руководством Люльки
создан первый отечественный турбореактивный двигатель, прошедший в феврале 1947
государственные испытания. В последующие годы под руководством Люльки был создан ряд
турбореактивных двигателей, применявшихся на самолётах П. О. Сухого,
С. В. Ильюшина, Г. М. Бериева, А. Н. Туполева.
В 1950—1960 преподавал в Московском авиационном институте (с 1954
профессор). С 1957 — генеральный конструктор. В 1967—1984
председатель Комиссии АН СССР по газовым турбинам. Ленинская премия (1976),
Государственная премия СССР (1948, 1951). Награждён 3 орденами Ленина,
орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Трудового Красного Знамени,
медалями. Именем Люльки
названо Научно-производственное
объединение «Сатурн» в Москве.
Источник: Г. П. Свищёв.
Энциклопедия авиации. Москва, «Большая Российская Энциклопедия», 1994 г.
Кузьмина Л. М., Огненное сердце, 2 изд., М., 1988.