Миль Михаил Леонтьевич
(1909—1970) — советский авиаконструктор, один из основателей советского
вертолётостроения, доктор технических наук (1945), профессор (1967), Герой
Социалистического Труда (1966).
Окончил Новочеркасский авиационный институт
(1931). Работал инженером, начальником бригады аэродинамики и экспериментальных
расчётов отдела особых конструкций в Центральном аэрогидродинамическом
институте (1931—1936).
Под руководством Миля
разработаны фундаментальные основы аэродинамики винтокрылых летательных
аппаратов, в том числе общая теория несущего винта, применимая для различных случаев
его обтекания. Участвовал в разработке автожиров А-12 и А-15.
В 1940—1943 Миль — заместитель Н. И. Камова на заводе
винтокрылых аппаратов, где серийно строился автожир А-7.
С 1943 научный
сотрудник Центрального аэрогидродинамического института. Продолжил начатые еще
до войны работы по устойчивости и управляемости самолётов.
С начала
1947 — начальник созданной по его инициативе новой геликоптерной
лаборатории Центрального аэрогидродинамического института. На натурных объектах
проводил экспериментальные исследования аэродинамики несущего винта, в
частности работы по измерению полей скоростей вокруг него. Им была создана
натурная геликоптерная установка, ставшая прообразом вертолёта Ми-1.
С 1947 главный конструктор, с 1964 генеральный конструктор КБ по вертолётостроению.
Вертолёт Ми-1 (1948) стал первым советским вертолётом, получившим широкое
практическое применение.
Под руководством Миля создано 9 типов серийных вертолётов, а
некоторые экспериментальные образцы (например, В-12) открыли путь к разработке
новых направлении в развитии винтокрылой авиации.
На вертолетах конструкции Миля установлено свыше 60 мировых рекордов.
Вместе со своими учениками Миль разработал
теорию современного вертолёта, позволившую на практике осуществить решение ряда
сложных проблем, относящихся, например, к усталостной прочности вертолётных
агрегатов, флаттеру лопастей винтов, устойчивости и управляемости вертолёта,
земному резонансу и др.
Ленинская премия (1958), Государственная премия
СССР (1968). Награждён 3 орденами Ленина, орденами Отечественной войны 2‑й
степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. Имя Миля присвоено Московскому вертолётному заводу.
Источник:Г. П. Свищёв.
Энциклопедия авиации. Москва, «Большая Российская Энциклопедия», 1994 г.
Соч.: Вертолеты. Расчет и проектирование. кн. 1—2. М., 1966—1967
(совместно с др.).