Для сведения:
Соединённые Штаты
Америки. Авиационная промышленность США по производственным мощностям, научно-экспериментальной базе,
объёму производства, ассортименту и техническому уровню продукции занимает
первое место в мире. Ведёт начало от мастерских братьев Райт. До 1914 организованной
Авиационной промышленности в
США не существовало, и по мощности авиационных заводов США уступали ведущим
европейским странам. В годы Первой мировой войны было развёрнуто массовое
производство авиационной техники (в основном иностранных образцов): за
1914—1918 выпущено ~ 16,8 тысяч самолётов и ~ 35 тысяч
авиадвигателей (в 1918 соответственно 14020 и 34241).
Послевоенный
спад производства сменился оживлением в конце 20‑х гг. (в 1929 выпущено
6193 самолёта), нарушенным общим экономическим кризисом (только
2800 самолётов в 1931). В 1936 начался интенсивный рост производства,
американские пассажирские самолёты стали доминировать на многих авиалиниях
мира, были созданы эффективные тяжёлые бомбардировщики, однако истребители
значительно уступали лучшим мировым образцам. В 1939 было выпущено
5856 самолётов (военных — 37,3%), в 1940 — 12813. Вступление США
во 2‑ю мировую войну привело к мобилизации Авиационной промышленности, строительству новых заводов, привлечению
автомобилестроительной промышленности к авиационному производству. В годы
войны было построено около 300 тысяч самолётов: 19433 (1941), 47836
(1942), 85898 (1943), 96318 (1944) и 47714 (1945); выпущено ~
814 тысяч двигателей. Авиационная промышленность по обороту вышла на 1‑е
место среди другие отраслей (46‑е место в 1936).
После 1945 началось интенсивное развитие военной реактивной авиации и
вертолётостроения. США стали крупнейшим экспортёром военной техники. Многие
страны выпускали по лицензии американскую военную технику в ущерб собственным
разработкам. Ряд американских самолётов и вертолётов выпускался большими
сериями (число истребителей «Фантом» превысило 5 тысяч, вертолётов
«Ирокез» — 12 тысяч). В конце 50‑х гг. началось широкое
производство реактивных пассажирских самолётов, и США стали доминировать на
гражданском авиационном рынке. Производство военной авиационной техники резко
повышалось при участии США в военных конфликтах: во время войны в Корее
(1950—1953) выпущено свыше 13 тысяч самолётов и 2 тысяч вертолётов, а
во время войны во Вьетнаме годовой выпуск (в 1967) составил 2033 самолёта
и 2448 вертолётов.
В 70-е гг. осуществлялись крупные программы: производство
истребителей, штурмовиков, модернизация бомбардировщиков, создание самолёта
радиолокационного дозора и наведения (система «АВАКС») и космического корабля
многоразового использования «Спейс шаттл» (совместно с ракетно-космическим
сектором), выпуск военных и гражданских вертолётов, крупносерийное производство
широкофюзеляжных пассажирских самолётов, массовый выпуск летательных аппарат
авиации общего назначения (пик производства — 17817 экземпляров в
1978), разработка пассажирских самолётов нового поколения.
Основные программы 80‑х гг.: производство истребителей F-5, F-14,
Р-15, F-16, F-18, штурмовика A-10, военно-транспортных самолётов С-130 и С-5,
заправщика КС-10, самолёта Е-3 системы «АВАКС», высотного разведчика TR-1,
боевого самолёта вертикального взлёта и посадки AV-8B «Харрнер» П (с
Великобританией), стратегического бомбардировщика В-1В, малозаметного
штурмовика F-117, вертолётов АН-64, S-76, Хьюз (MD) 500, «Джет рейнджер»,
СН-53Е, семейства Н-60 и другие; модификация бомбардировщиков В-52 в носители
крылатых ракет; создание ряда экспериментальных самолётов; разработка
малозаметного стратегического бомбардировщика В-2, истребителя ATF, военного
самолёт вертикального взлёта и посадки с поворотными винтами «Оспри»,
военно-транспортного самолёта С-17; выпуск военных и гражданских газотурбинных
двигателей; производство ракетного оружия; выпуск пассажирских самолётов Боинг
727, 737, 747, 757 и 767, L-1011, DC-9 и -10, MD-80, широкое производство
самолётов авиации общего назначения, разработка пассажирского самолёта MD-11,
проектные исследования пассажирских самолётов с турбовинтовентнляторными
двигателями и лётные испытания самолётов с экспериментальными
турбовинтовентиляторными двигателями, работы по программе экспериментального
воздушно-космического самолёта NASP. В 1989 выпущено 396 пассажирских
самолётов, свыше 1500 самолётов авиации общего назначения,
499 вертолётов.
Основу
Авиационной промышленности США составляют частные фирмы, крупнейшие из которых
имеют отделения ракетного оружия, космической техники, электронных систем,
собственную научно-экспериментальную базу, научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы в интересах Авиационной промышленности выполняют
исследовательские центры Национального
управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).
Большей частью производственных мощностей располагает небольшое число фирм (из
более чем 20 тысяч фирм, выполняющих военные заказы, и свыше
100 тысяч фирм-субподрядчиков), предприятия которых сконцентрированы
главным образом в штате Калифорния, Нью-Йорк, Техас, Пенсильвания, Миссури,
Ныо-Джерси, Коннектикут, Огайо. Ведущие самолёто- и вертолётостроительные
фирмы: «Боинг», «Макдоннелл-Дуглас», «Локхид»,
«Рокуэлл» «Дженерал дайнемикс», «Грумман».
«Нортроп», «Фэрчайлд индастрис», «Воут»,
«Хыоз геликоптерс», «Сикорский», «Каман», «Белл»;
двигателестроительные фирмы; «Дженерал
электрик», «Пратт энд Уитни», «Авко Лайкоминг», «Аллисон», «Гарретт тёрбин.
энджин».
Источник: Г. П. Свищёв.
Энциклопедия авиации. Москва, «Большая Российская Энциклопедия», 1994 г.