Авиапочта РСФСР и СССР занимала достойное
место в международной системе воздушных сообщений. Российская аэрофилателия
обладает приоритетом, так как связана как с европейской, так и с азиатской
воздушной почтой. Изучение отечественной аэрофилателии издавна привлекает
внимание многих коллекционеров по всему миру.
Знаковым событием в отечественной авиации явилось открытие в 1922 году
первой международной авиалинии. Первого мая легендарный летчик И.Ф. Воедило
(герой Гражданской войны, награжденный двумя орденами Боевого Красного Знамени)
в один день совершил рейс (1300 километров) по маршруту Москва — Кенигсберг.
Сначала перевозилась только фельдъегерская почта, а с 4 июня по воздуху начали
доставлять и обычную почту. Почтовая корреспонденция между Россией и Германией,
доставленная в период 4–7 июня, является очень редкой. На сегодняшний день в
мировой филателии известно не более 5–7 таких отправлений. У нас есть
возможность показать конверт из частной коллекции, который был отправлен 6 июня
вторым рейсом из Москвы через Кенигсберг в Берлин. Если сначала оплату
советской авиапочтовой корреспонденции производили обычными почтовыми марками,
то к годовщине Октябрьской революции (7 ноября 1922 года) была выпущена первая
специальная авиапочтовая марка.
Первая специальная
авиамарка. Ноябрь 1922
Это разновидность марки на тонкой (около сорока микрон) бумаге, а
общее количество известных экземпляров (всего около десяти штук) дает основание
предполагать существование только одного полулиста. Но мировой спрос
коллекционеров на авиапочтовые марки породил и изготовление подделок. Так,
известная таллинская группа торговцев и фальсификаторов марок, возглавляемая
Симпсоном и Кулем, изготовила полный фальсификат марки № 1 в виде гашеного
тет-беша. Последующее развитие маршрутов подарило аэрофилателистам еще
несколько раритетов мирового уровня, мало известных даже в кругу ведущих
специалистов этой области коллекционирования. Среди них первые авиапочтовые
отправления Москва — Нижний Новгород — Москва, которые снабжались календарным
или заказным штемпелем нижегородской ярмарки. У коллекционеров сохранилось
несколько десятков таких отправлений. Еще более редкими являются первые
авиаотправления Москва — Казань — Москва (продление линии состоялось в 1924
году). Конверты и почтовые карточки, доставленные в первый год работы,
сохранились в количестве не более двадцати штук.
С образованием СССР была подготовлена четырехмарочная серия с изображением
почтового самолета Fokker F3. Марки этого выпуска почтового хождения не имели,
так как были отпечатаны тогда, когда на зимнее время воздушное сообщение было
прекращено. Зато этот выпуск подарил собирателям одну из самых известных и
популярных редких марок СССР — «пузатую пятерку». Желание коллекционеров иметь
эту престижную почтовую миниатюру (тираж около ста штук) сделало ее редкостью
практически сразу после выхода. На одном из известных аукционов полтора года
назад такая марка была продана за 35 000 долларов. Через год после выпуска была
сделана надпечатка новых номиналов на марках этой серии, которая подарила
коллекционерам еще несколько «бриллиантов» филателии. Так, марки номиналом 10,
15 и 20 копеек оказались перевернутыми, а марка в 15 копеек известна с двойной
надпечаткой. Но стоит заметить, что на почтовых отправлениях эти марки известны
в единичных экземплярах. На фото марка достоин- ством 15 копеек с перевернутой
надпечаткой на письме Ленинград — Рига: подобный экземпляр можно было увидеть
пятнадцать лет назад на аукционе, когда продавался экспонат из собрания
известного эксперта и коллекционера З. Микульского.
Марка достоинством 15 копеек на
конверте письма Ленинград — Рига. 1926
Следующий выпуск советских авиапочтовых марок увидел свет к открытию Первой
международной авиапочтовой конференции в Гааге (Нидерланды). На марках
изображен самолет АНТ-3 на фоне карты мира. На марке номиналом 10 копеек есть
разновидность — разбитая цифра «7» в дате (1927), которая встречается один раз
в листе. Большой печатный лист был разделен на два полулиста широким белым
полем размером в марку, по которому лист делился на меньшие, для удобства
транспортировки. Марки, разделенные таким полем, чрезвычайно редки, но иногда
встречаются со спецгашением советской филателистической ассоциации. Ранние
почтовые миниатюры, связанные с тематикой советской авиапочты, являются весьма
редкими и нечасто становятся предметом специального обсуждения.