Многие филателисты, разрабатывающие тему
«Авиация» включают в коллекции советскую марку № 1963 «225-летие первого в мире
полета на тепловом аэростате изобретателя Крякутного».
Конечно, помещение этой
миниатюры в тематические коллекции, посвященные истории авиации, оправдано
сюжетным содержанием. Однако при ознакомлении с научно-литературными данными
оказывается, что марка эта ошибочная. Сюжет и название ее не соответствуют
исторической действительности. В книге академика Д. С. Лихачева
«Текстология»,выпущенной издательством Академии наук СССР в 1962 году, указано,
что в отечественной истории не было человека по фамилии Крякутной. Любопытную подделку
текста обнаружила В. Ф. Покровская в рукописи из Библиотеки Академии наук СССР
в Ленинграде под шифром «Собрание текущих поступлений, № 637». Эта рукопись
известного фальсификатора А. И. Сулукадзева, в которую он заносил сведения «О
воздушном летании в России с 906 лета по Р. Х.» Здесь в выписках из записей
некоего Боголепова читаем следующий текст, цитирующийся иногда для
доказательства русского приоритета в области воздухоплавания: « 1731 года в
Рязани при воеводе подьячий нерехтец Крякутной Фурвин сделал как мяч большой,
надул дымом поганым и вонючим ...» Однако путем фотографических исследований
удалось установить, что слово «нерехтец» написано поверх слова «немец», а
фамилия «Крякутной» покрывает собой слово «крещеной», что же касается фамилии «Фурвин»,
то она исправлена из первоначальной - «Фурцель». Сделаны эти поправки,
по-видимому, самим Сулукадзевым для создания очередной сенсации. Здесь Д. С.
Лихачев делает сноску и указывает на статью В. Ф. Покровской. Таким образом,
миниатюру о первом полете русского человека Крякутного лучше следует отнести к
разряду марок-ляпсусов.
Ну, а как же быть с «колыбелью» авиации и космоса? Как быть с оформлением
коллекционных листов, посвященных освоению околоземного пространства, тем более
что и мифологический Икар все-таки остается всего лишь легендой, а не подлинным
событием? Для отображения на почтовой марке первого реального факта полета
человека в России можно было бы использовать картину художника А. Дейнеки
«Никитка - первый русский летун». Старшее поколение филателистов, вероятно,
помнит советскую кинокартину начала тридцатых годов «Крылья холопа». И
живописное полотно, и кинофильм воспроизвели эпизод полета русского холопа на
самодельных крыльях. Факт этот не единичный. Таким образом, сюжетов на тему о первых
полетах на Руси вполне достаточно, и было бы очень хорошо, если бы Министерство
связи СССР в свои ближайшие издательские планы выпуска почтовых марок включило
подобную миниатюру.
Источник:
Журнал «Филателия» №8, 1979г. Ю. САКНЫНЬ Свердловск